Меритократия не работает. Нам нужно что-то новое.
В каждом связном обществе существует социальный идеал — образ того, как выглядит превосходный человек. В Америке, с конца 19 века и примерно до 50-х годов 20 века, превосходным человеком считался Хорошо Воспитанный Мужчина. Он был продуктом особого рода образования, которое ценило не только интеллект, но и характер, гражданскую ответственность и широкий кругозор. Это образование, в значительной степени, предоставлялось университетами Лиги плюща.
Однако со временем Лига плюща трансформировалась. Вместо того, чтобы воспитывать лидеров, служащих обществу, она стала фабрикой по производству элит, сосредоточенных прежде всего на личном успехе и финансовой выгоде. Этот сдвиг оказал разрушительное воздействие на американское общество, усугубив неравенство и подорвав веру в меритократию.
От «Хорошо Воспитанного Мужчины» к «Суперзвезде»
Трансформация идеала «Хорошо Воспитанного Мужчины» началась с подъема технократии и культуры экспертов. Внимание сместилось с гуманитарных наук на STEM-дисциплины (наука, технология, инженерия, математика). Университеты стали оцениваться не по качеству гражданского воспитания, а по исследовательской деятельности и рейтингам. Это привело к гонке за высокими баллами и престижными стажировками, превратив студентов в карьеристов, сосредоточенных на конкуренции, а не на сотрудничестве.
В результате Лига плюща стала эксклюзивным клубом для привилегированного меньшинства. Высокая стоимость обучения, непрозрачные критерии приема и культура наставничества, благоприятствующая детям из богатых семей, создали барьеры для талантливых студентов из рабочего класса и меньшинств. Это противоречит самой идее меритократии, которая предполагает, что успех определяется способностями и усердием, а не социальным происхождением.
Что делать?
Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, необходимо предпринять ряд шагов:
- Демократизация доступа к образованию: Необходимо увеличить финансовую помощь для студентов из малообеспеченных семей и пересмотреть критерии приема, учитывая разнообразие опыта и перспектив.
- Переосмысление образовательных целей: Университеты должны вернуться к своей основной миссии – воспитанию граждан, способных критически мыслить, решать сложные проблемы и служить обществу.
- Инвестиции в государственные университеты: Сильные государственные университеты могут стать альтернативой элитным частным вузам, предоставляя качественное образование широкому кругу студентов.
- Развитие альтернативных путей к успеху: Необходимо признать, что университетское образование – не единственный путь к самореализации и профессиональному росту. Необходимо поддерживать профессиональное образование и обучение на рабочем месте.
Пример негативного влияния «культуры Лиги плюща»
Один яркий пример негативного влияния «культуры Лиги плюща» — это финансовый кризис 2008 года. Многие выпускники элитных университетов, работавшие в финансовом секторе, были сосредоточены на краткосрочной прибыли и игнорировали системные риски. Их узкий взгляд, обусловленный конкурентной средой и фокусом на индивидуальном успехе, способствовал глобальному экономическому коллапсу.
Проблема | Решение |
---|---|
Высокая стоимость обучения | Государственное финансирование и стипендии |
Непрозрачные критерии приема | Четкие и объективные критерии, учитывающие разнообразие |
Узкий фокус на STEM | Поддержка гуманитарных наук и междисциплинарных исследований |
Америка нуждается в новом социальном идеале – не в «Суперзвезде», а в гражданине, обладающем широким кругозором, чувством ответственности и стремлением служить обществу. Только переосмыслив роль образования и расширив доступ к нему, мы сможем построить более справедливое и процветающее общество.